Naumova (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Воспитание гражданской идентичности сельских школьников == {|border="1" width="100%" |style="background:#85b8e…») |
Naumova (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
- | В учебно-методическом пособии представлена модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, | + | В учебно-методическом пособии представлена модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, состоящая из следующих компонентов: |
- | + | *Концептуально-целевой компонент модели | |
- | + | Стратегическая цель: формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности. | |
+ | *Содержательный компонент модели включает следующие направления: | ||
+ | - Формирование гражданской ответственности. | ||
+ | - Формирование гражданского долга. | ||
+ | - Воспитание исторической памяти. | ||
+ | - Воспитание патриотизма. | ||
+ | - Воспитание заботливого хозяина земли, труженика села. | ||
+ | Содержание воспитания гражданской идентичности представлено следующими видами деятельности, позволяющими комплексно и эффективно использовать ресурсы сельского социума: | ||
+ | - информационно-образовательной деятельностью, | ||
+ | - поисково-исследовательской деятельностью, | ||
+ | - краеведческой деятельностью, | ||
+ | - экскурсионной деятельностью, | ||
+ | - трудовой деятельностью, | ||
+ | - оздоровительной деятельностью. | ||
+ | Среди различных видов деятельности особо выделяется трудовая деятельность, так как правильно организованный общественно-полезный труд, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей. | ||
+ | *Органиазционно-процессуальный компонент модели | ||
+ | К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта. | ||
+ | Доминирующими методами формирования гражданской идентичности являются исследовательские, творческие, практико-ориентированные, проблемные. | ||
+ | *Результативный компонент модели | ||
+ | Для отслеживания результатов воспитания гражданской идентичности определены критерии и показатели, а также методики, их замеряющие. При этом учитывается структура замеряемого качества, задачи, содержание воспитания данного качества. | ||
+ | В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты: | ||
+ | - познавательный, или когнитивный; | ||
+ | - мотивационно-ценностный; | ||
+ | - поведенческий, или операционально-деятельностный; | ||
+ | - личностный. | ||
+ | В пособии представлен опыт использования основных комплексных средств, которые выполняют множество образовательных и воспитательных функций, интегрируют ресурсы учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. <br>Особое внимание уделяется проектной деятельности, которая является системообразующей во всех сельских школах и имеет дополнительные воспитательные возможности для достижения образовательных результатов в разновозрастных группах. Показаны особенности использования ресурсов сельского социума в нескольких школах на учебных занятиях и во внеурочное время, при изучении различных предметов, при организации проектной деятельности. <br> Важным средством воспитания гражданской идентичности сельских детей является музей, который становится центром организации воспитательной работы в школе и селе. На базе музеев выполняются проекты, организуются различные виды деятельности учащихся. В пособии описан опыт работы коллективов двух школ, имеющих музеи.<br>Один из разделов пособия посвящен отслеживанию результаты инновационной деятельности, где представлены конкретные методики. | ||
|} | |} |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Байбородова Людмила Васильевна, Мякина Валентина Васильевна, Репина Алевтина Валентиновна | Мокеевская средняя общеобразовательная школа Ярославского МР 150527, Ярославская обл., Ярославский район, д. Мокеевское, д. 33, | Авторский коллектив
|
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Воспитание гражданской идентичности сельских школьников. |
2. Источник изменений | В современных условиях реформирования российской системы образования всё более важной представляется задача воспитания молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, задача формирования юного человека, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие, приобщающегося к духовным ценностям и истокам народной культуры. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Общеобразовательные учреждения должны готовить выпускников, обладающих навыками практической деятельности в правовом государстве. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственности учащихся общеобразовательных школ. |
3. Идея изменений | Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность. Проблема формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования. Выпускники сельской школы должны уметь жить в условиях обостренной социальной и материальной неопределенности, решать задачи организации новых форм хозяйствования на селе, в том числе, и негосударственных форм. Поэтому педагогическим коллективам необходимо использовать эффективные комплексные педагогические средства, которые способствуют воспитанию гражданской идентичности школьников в условиях села. |
4. Концепция изменений | Авторским коллективом разработана общая модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, которая стала ориентиром для создания моделей в каждой школе, с учетом условий, ресурсов школы и социума, с определением специфичных элементов компонентов предложенной модели для конкретного учреждения. |
5. Условия реализации изменений | Владение педагогом современными образовательными технологиями. |
6. Результат изменений | Формирование и развитие гражданской идентичности сельских школьников. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
В учебно-методическом пособии представлена модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников, состоящая из следующих компонентов:
Стратегическая цель: формирование готовности школьников к реализации социальной роли гражданина, жителя и труженика сельской местности.
- Формирование гражданской ответственности. - Формирование гражданского долга. - Воспитание исторической памяти. - Воспитание патриотизма. - Воспитание заботливого хозяина земли, труженика села. Содержание воспитания гражданской идентичности представлено следующими видами деятельности, позволяющими комплексно и эффективно использовать ресурсы сельского социума: - информационно-образовательной деятельностью, - поисково-исследовательской деятельностью, - краеведческой деятельностью, - экскурсионной деятельностью, - трудовой деятельностью, - оздоровительной деятельностью. Среди различных видов деятельности особо выделяется трудовая деятельность, так как правильно организованный общественно-полезный труд, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей.
К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта. Доминирующими методами формирования гражданской идентичности являются исследовательские, творческие, практико-ориентированные, проблемные.
Для отслеживания результатов воспитания гражданской идентичности определены критерии и показатели, а также методики, их замеряющие. При этом учитывается структура замеряемого качества, задачи, содержание воспитания данного качества.
В структуре гражданской идентичности выделяются следующие компоненты:
- познавательный, или когнитивный;
- мотивационно-ценностный;
- поведенческий, или операционально-деятельностный;
- личностный.
В пособии представлен опыт использования основных комплексных средств, которые выполняют множество образовательных и воспитательных функций, интегрируют ресурсы учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | М.И. Рожков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ;
О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук, директор средней общеобразовательной школы № 87 г. Ярославля |
Материалы представленного опыта находятся в ГОАУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 318