Изучение военной прозы на уроках литературы в 11 классе

Материал из BANK
(Перенаправлено с Орлова)
Перейти к: навигация, поиск

Изучение военной прозы на уроках литературы в 11 классе

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Орлова Ольга Валерьевна Муниципальное образовательное учреждение Ермаковская средняя общеобразовательная школа Пошехонского МР
Ярославская область, Пошехонский район, д. Климовское, ул. Церковная, д. 32
Учитель литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Изучение военной прозы на уроках литературы в 11 классе.
2. Источник изменений Одной из задач школы является воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Примеры подлинного мужества учащиеся могут найти в произведениях на военную тему, благодаря им школьники получат уроки самопожертвования, убедятся в том, как высоко в системе нравственных ценностей стоит для русских людей понятия Родина, Россия.
3. Идея изменений Воспитание духовно развитой личности через изучение военной прозы на уроках литературы в 11 классе.
4. Концепция изменений Учителем разработаны методические рекомендации для учителя к изучению современной военной прозы на уроках литературы в 11 классе, в которых предлагается анализ произведений, различных по концепции войны, выявляется традиционный для русской классической литературы взгляд на духовно-нравственную основу воинского подвига.
5. Условия реализации изменений Владение учителем технологиями развивающего обучения.
6. Результат изменений Формирование национального самосознания, гражданской позиции.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте Орлова О.В. Анализ былины «Садко»: своеобразие былин о Садко, образ главного героя. Урок Текст / Нравственный потенциал урока литературы: Практическое пособие/ Автор-составитель: Соловьева М.А. / Под общ.ред. Н.В.Чекановой. Ярославль, 2012.
Орлова О.В. Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения в 6 классе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной Текст / Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 4-6 июля 2012 года. Тезисы докладов делегатов образовательных учреждений Ярославской области/ Автор-составитель: Соловьева М.А. / Под общ.ред. Н.В. Чекановой. Ярославль, 2012.
Орлова О.В. Сравнительный анализ художественных текстов на уроке литературы в 6 классе как средство формирования личностных и коммуникативных учебных действий Текст / Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий средствами предмета: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2 / Автор-составитель: Соловьева М.А. / Под общ.ред. д.и.н., проректора по научно-исследовательской деятельности ГОАУ ЯО ИРО Н.В. Чекановой. Ярославль, 2013.
III. Описание опыта
Системно и целенаправленно учитель занимается духовно-нравственным воспитанием на уроках и во внеурочной деятельности.
Предложенная система изучения военной прозы в рамках раздела «Литература последних десятилетий» в выпускном классе позволяет решить многие проблемы школьного курса литературы (прежде всего 11 класса): произведения, разнообразные по стилю, жанру, концепции войны, творческой манере писателей, дают позитивные образцы поведения в бесчеловечных условиях войны, позволяют ученикам выбрать те тексты, которые отвечают их жизненным интересам, позволяют ощутить неоднозначность современной словесности.
Раздел «Литература последних десятилетий (проза)» учитель предлагает изучать на примере произведений на военную тему Великая Отечественная, афганская и чеченская войны после раздела «Особенности развития поэзии и прозы 1960 - 1970-х годов».
Учителем разработано примерное планирование темы «Литература последних десятилетий», конспекты и дидактические материалы к урокам:
  • «Надо, Сашок. Понимаешь, надо» (по повести В. Кондратьева «Сашка»)
  • Литература на современном этапе
  • «За Россию расплатилась Россия?...» (миф о войне в романе Г. Владимова «Генерал и его армия»)
  • Красота и война в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный»
  • «Подвиг русского духа нетленный»: воинский подвиг и его осмысление в искусстве
  • Духовный смысл воинского подвига (глава «Тризна» повести В. Николаева «Живый в помощи»)
  • «Мужество неистощимое» (повесть В. Николаева «Живый в помощь»).
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Соловьёва Марина Анатольевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО; 8-920-128-69-73; marina.solov2010@yandex.ru

Материалы представленного опыта находятся в ГОУ ЯО ИРО "Центр развития инновационной инфраструктуры"
Адрес: г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16, каб. 316
Тел.: 8(4852) 32-10-73

Личные инструменты