Основные направления деятельности образовательного учреждения по организации профилактики девиантного поведения

Материал из BANK
(Перенаправлено с Нн)
Перейти к: навигация, поиск

Основные направления деятельности образовательного учреждения по организации профилактики девиантного поведения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Широкова Галина Викторовна Муниципальное образовательное учреждение Семибратовская средняя общеобразовательная школа Ростовского МР
152101 Ярославская обл., Ростовский р-н, п. Семибратово, ул. Окружная, д. 5.
Заместитель директора по воспитательной работе
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Основные направления деятельности образовательного учреждения по организации профилактики девиантного поведения (на примере МОУ Семибратовской сош).
2. Источник изменений Интенсификация динамики социальных процессов в России в последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века повлекла за собой многие положительные социальные изменения, но вместе с тем стала катализатором существенных, с точки зрения содержания и направленности общественных процессов, кризисных явлений. Следствие этого - увеличение количественного и качественного состава девиационных процессов в детской и молодежной среде. Поэтому остается актуальной профилактика негативных отклонений, которые все отчетливее и существеннее проявляются в структуре современных общественных отношений (преступность, алкоголизм и наркомания, насилие, проституция, двойные моральные стандарты, коррупция).
Однако на сегодняшний день в практике деятельности ОУ проблема профилактики возникновения негативных отклонений не решена ни в практическом, ни в научно-методическом плане. В современных публикациях, посвященных методологическим аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Все перечисленное с очевидностью приводит к мысли, что необходимо принципиальное реформирование действующей системы образования, декларирующей свою профилактическую направленность (по большой степени) и системы помощи детям и защиты их прав.
3. Идея изменений Преодоление проблем организации профилактики путем содержательных и структурных изменений в образовательной среде школы.
4. Концепция изменений Несмотря на актуальность этого направления, существуют лишь единичные работы, отражающие специфику организации работы школы по комплексной профилактике девиантного поведения в целом, а не отдельных видов и форм девиаций. Практически отсутствует описание механизмов, которые учитывали бы особенности и возможности деятельности сельской школы по данной проблеме.
Автором составлены организационно-методические рекомендации по разработке и внедрению локальной программы образовательного учреждения по организации профилактики девиантного поведения подростков, в которых:
  • определены целевые ориентиры, заложены основные принципы разработки программы становления и развития системы профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях сельской средней школы;
  • разработаны способы наращивания числа субъектов профилактической деятельности в конкретной территориальной единице (сельском поселении), а также механизмы построения социального партнерства;
  • определены механизмы развития профессионального, технологического и ресурсного потенциала профилактической деятельности школы;
  • разработана концепция деятельности школы по профилактике девиантного поведения;
  • определены смысловая (базовая), содержательная и организационно-управленческая деятельность школы по проблеме.
5. Условия реализации изменений Информационная и методическая поддержка. Материально-техническая база. Подготовленные специалисты. Социальные партнеры.
6. Результат изменений Сократилось количество случаев хулиганства, систематических пропусков обучающимися учебных занятий по неуважительной причине. Показатель официально зарегистрированных правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися ОУ остался стабильно низким. Полное отсутствие официально зарегистрированных случаев отклонения, как пристрастие к алкоголю, наркотикам и др. ПАВ.
Положительная динамика развития обучающихся (повышение уровня развития сформированности социальных навыков, кристаллизация ценностей, развитие адекватной самооценки личности).
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание инновационного опыта учителя
В современной нестабильной социально-экономической ситуации, при дефиците необходимых ресурсов, именно программный подход к организации представляется более адекватным. Данный подход побуждает членов педагогического коллектива к предельной мобилизации как внутренних, так и внешних ресурсов, способствует интеграции профилактики с другими сферами педагогической деятельности, ориентирует на решение насущных проблем сельского поселения средствами образования и, таким образом, создает дополнительные условия для решения насущных проблем поселка - вообще, и развития муниципального образования - в частности.
Организация школьного менеджмента в вопросах профилактики позволила:
  • разработать специализированную Программу, включающую профилактические мероприятия, которые охватывают три основные сферы: учебную, семейную, досуговую. Косвенными результатами программы являются сплочение школьной команды, повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики, повышение соорганизованности обучающихся, и, как следствие, * уменьшение количества негативных проявлений,
  • составить технологическую карту управления Программой,
  • составить тематический план по реализации изменений.
    Педагогами использовались такие основные формы организации деятельности школы по профилактике девиантного поведения, как: Совет по профилактике, Отряд Юных Друзей Милиции (ЮДМ), волонтерский отряд, работа с семьями обучающихся, повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики, межведомственное взаимодействие.
    В основе реализации профилактических мероприятий в школе лежит идея учёта индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка: устранение причины девиаций, а не работа со следствиями, прежде всего, устранение причины, которая провоцирует девиантные проявления.
    Основными достоинствами данной Программы являются:
  • универсальность использования, заключающаяся в применимости Программы для разных типов ОУ;
  • комплексность Программы заключается в ее целевой направленности – не на отдельные виды, а на наиболее распространенные в детско-подростковой популяции;
  • адаптированность к реальным условиям местного социума;
  • разработанность нормативно-правового обеспечения, в том числе в вопросах распределения функциональных обязанностей реализаторов Программы;
  • актуальность, социальная и педагогическая целесообразность, чёткость и реалистичность поставленных цели и задач Программы;
  • работа с разными целевыми категориями - включение форм работы с родителями и учителями;
  • эффективность используемых форм и методов, методическое обеспечение: применение интерактивных и тренинговых методов работы;
  • прогнозируемость и измеряемость результатов;
  • низкая бюджетная затратность;
  • устойчивость и возможность перспективного развития.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на федеральном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Куприянова Галина Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой менеджмента образования ГОАУ ЯО ИРО.

7z архив с материалами Перечень материалов, входящих в архив:

  • Методическая разработка
  • Программа по профилактике девиантного поведения
Личные инструменты