Развитие творческого и воссоздающего воображения у обучающихся на уроках литературы в средней школе

Материал из BANK
(Перенаправлено с Лпьп)
Перейти к: навигация, поиск

Развитие творческого и воссоздающего воображения у обучающихся на уроках литературы в средней школе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Лях Ольга Владимировна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Углича
152611, Ярославская область, г. Углич, ул. Кирова, д.83
Учитель русского языка и литературы
II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Развитие творческого и воссоздающего воображения у обучающихся на уроках литературы в средней школе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной.
2. Источник изменений Развитое творческое и воссоздающее воображение является условием формирования активного, грамотного читателя, что является главенствующей образовательной задачей уроков литературы. Приемов, развивающих творческое и воссоздающее воображение, в методике преподавания литературы разработано большое количество. К сожалению, используются данные методы и приемы на уроках эпизодически, нет точной, логичной системы.
3. Идея изменений Литературное образование школьников через развитие творческого познания.
4. Концепция изменений На основе УМК по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной педагог разработала систему работы и приемы, направленные на развитие творческого и воссоздающего воображения, с учетом формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Условия реализации изменений Личная заинтересованность педагога, УМК по литературе авторов Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной.
6. Результат изменений Повышение качества обучения.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
Данная система состоит из урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогического сопровождения, межпредметных связей и тесной работы с родителями и социальными партнерами.
Основной формой организации учебных занятий является урок. Учитель проводит его как в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа так и в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.
На занятиях использует приемы, выстроенные по принципу нарастания сложности, которые способствуют развитию навыка глубокого литературного анализа текста:
Приемы, направленные на развитие воссоздающего воображения:
- устное словесное рисование
- упражнение – микросочинение
- иллюстрирование
- составление диафильмов
- составление киносценария
2. Приемы, направленные на развитие творческого воображения:
- творческий пересказ
- художественное рассказывание
- досказывание произведения
Учитель широко использует различные педагогические технологии: развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, игровые и ИКТ технологии. Творческие задания выполняются как индивидуально, так и в группах.
Работа с психологом позволяет вовремя отслеживать качественные изменения в развитии способностей у обучающихся. Большое количество внеклассных мероприятий с привлечением родителей, социальных партнеров позволяют обучающимся проявлять свои творческие способности и расширять знания по темам.
Уроки литературы в наибольшей степени позволяют развивать гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году.

Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.

Личные инструменты