Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Лях Ольга Владимировна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Углича 152611, Ярославская область, г. Углич, ул. Кирова, д.83 | Учитель русского языка и литературы |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Развитие творческого и воссоздающего воображения у обучающихся на уроках литературы в средней школе по учебно-методическому комплекту Г.В. Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. |
2. Источник изменений | Развитое творческое и воссоздающее воображение является условием формирования активного, грамотного читателя, что является главенствующей образовательной задачей уроков литературы. Приемов, развивающих творческое и воссоздающее воображение, в методике преподавания литературы разработано большое количество. К сожалению, используются данные методы и приемы на уроках эпизодически, нет точной, логичной системы. |
3. Идея изменений | Литературное образование школьников через развитие творческого познания. |
4. Концепция изменений | На основе УМК по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной педагог разработала систему работы и приемы, направленные на развитие творческого и воссоздающего воображения, с учетом формирования универсальных учебных действий у обучающихся. |
5. Условия реализации изменений | Личная заинтересованность педагога, УМК по литературе авторов Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной. |
6. Результат изменений | Повышение качества обучения. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Данная система состоит из урочной и внеурочной деятельности, психолого-педагогического сопровождения, межпредметных связей и тесной работы с родителями и социальными партнерами. Основной формой организации учебных занятий является урок. Учитель проводит его как в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа так и в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская. На занятиях использует приемы, выстроенные по принципу нарастания сложности, которые способствуют развитию навыка глубокого литературного анализа текста: Приемы, направленные на развитие воссоздающего воображения: - устное словесное рисование - упражнение – микросочинение - иллюстрирование - составление диафильмов - составление киносценария 2. Приемы, направленные на развитие творческого воображения: - творческий пересказ - художественное рассказывание - досказывание произведения Учитель широко использует различные педагогические технологии: развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, игровые и ИКТ технологии. Творческие задания выполняются как индивидуально, так и в группах. Работа с психологом позволяет вовремя отслеживать качественные изменения в развитии способностей у обучающихся. Большое количество внеклассных мероприятий с привлечением родителей, социальных партнеров позволяют обучающимся проявлять свои творческие способности и расширять знания по темам. Уроки литературы в наибольшей степени позволяют развивать гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году. |
Материалы находятся в ГОАУ ЯО «Институт развития образования», каб. 307.