Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
---|---|---|
Лопатина Елена Геннадьевна | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 г. Рыбинска 152919, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Гагарина, д. 22. | Учитель информатики |
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Деятельностный подход на уроках информатики при изучении темы «Мультимедийные технологии». |
2. Источник изменений | В Федеральных государственных образовательных стандартах цель и основной результат образования определяются как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики. Для достижения заявленных целей необходимо признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Новые цели образования требуют новых подходов к организации учебного процесса в школе; новой системы взаимодействия между учителем и учеником; поиска таких способов работы, которые позволяют реализовывать поставленные цели. Одним из подходов, разрабатываемых многими поколениями российских педагогов и психологов, является деятельностный подход, направленный на организацию образовательного процесса, где усвоение новых знаний и умений возможно только в процессе деятельности самого ребёнка. |
3. Идея изменений | Формирование универсальных способов деятельности обучающихся через реализацию деятельностного подхода в образовании. |
4. Концепция изменений | Для формирования способов действий обучающихся педагог выстраивает педагогическую деятельность в соответствии с дидактическими принципами деятельностного подхода и направляет педагогические усилия на включение обучающихся в деятельностное освоение новых знаний и новых умений. Учителем разработаны методические рекомендации для учителей информатики по реализации деятельностного подхода на примере темы «Мультимедийные технологии», изучаемой в 8 классе в курсе «Информатика и ИКТ». |
5. Условия реализации изменений | Учебно-методического комплекта (учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов, автор – И.Г. Семакин с набором цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), методическое пособие для учителя), дополнительная литература по теме, видеоуроки, ресурсы Интернет. |
6. Результат изменений | Сформированность у обучающихся универсальных способов действий. Рост количества участников конкурса мультимедийных проектов. |
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте |
Внедрение идеологии деятельностного подхода в практику работы учитель начинает с проектирования конкретной учебной темы и составления учебно-методического комплекса, обеспечивающего решение педагогических задач. Тема «Мультимедийные технологии» изучается в 8 классе базового курса «Информатика и ИКТ» и рассчитана на 8 учебных часов. Теоретическая часть темы строится на основе раскрытия понятие мультимедиа, организации обработки аудио- и видеоинформации. Практическая часть направлена на освоение школьниками навыков создания и обработки комплексного информационного объекта в виде презентации или видеофильма средствами мультимедийных технологий. Для эффективного решения задачи применения деятельностного подхода к изучению мультимедийных технологий необходимо обеспечить: программно-технические, информационно-методические, организационно-педагогические условия. В своей работе на уроке учитель использует разнообразные приемы активизации учебной деятельности, с помощью которых обучающиеся получают не готовую сумму знаний, а развивают умение самостоятельно приобретать теоретические знания, умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией: создает ситуации удивления, использует приём «Корзина идей, понятий, имён…», составление кластера, работу учеников с рефлексивной картой, предлагает задания разного уровня сложности. Кроме традиционного урока учитель проводит компьютерные практикумы, деловые игры. На первом уроке запускается проект «Мультимедийная мастерская». |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне. |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Конкурсная комиссия областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2012 году. |
Материалы находятся в ГОАУ ЯО ИРО, каб. 307.