Тьюторское сопровождение развития социальной активности детей-сирот

Материал из BANK
(Перенаправлено с Лавро)
Перейти к: навигация, поиск

Тьюторское сопровождение развития социальной активности детей-сирот, обучающихся в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования и специальных общеобразовательных школах-интернатах

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Гущина Татьяна Николаевна, Лавров Михаил Евгеньевич Государственное образовательное учреждение среднего специального образования Ярославский педагогический колледж
150029, г. Ярославль, ул. Маланова, д.14.
Авторский коллектив


II.Сущностные характеристики опыта
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) Тьюторское сопровождение развития социальной активности детей-сирот, обучающихся в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования и специальных общеобразовательных школах-интернатах.
2. Источник изменений Социальный заказ на воспитание человека образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашёл своё отражение в важнейших документах – Конституции Российской Федерации (ст. 2, ст. 17, ст. 26), Постановлении Правительства Российской Федерации «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Законе Ярославской области «Об основных гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» (2009 г.), Законе Ярославской области «О поддержке одарённых детей» (2004 г.), Законе Ярославской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству» (2007 г.), Законе Ярославской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области» (2013 г.), в областной целевой программе «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2012 – 2013 годы, в Постановлении Губернатора Ярославской области (2009 г.) «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений на территории Ярославской области» и других.
3. Идея изменений Источником и основным звеном передачи детям социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми является семья. Потеря семьи оставляет глубокий след в жизни ребёнка, сужая пространство самоопределения большинства детей-сирот. В связи с этим обостряется и проблема интеграции различных подсистем образования, расширяющей спектр возможностей для успешной социализации детей-сирот, стоящих на пути жизненного самоопределения. Возникает необходимость в разработке моделей педагогической деятельности по созданию условий для развития социальной активности детей-сирот, в которых обучающийся и педагог выступают как активно включённые в педагогическое взаимодействие субъекты в условиях интеграции среднего профессионального и дополнительного образования.
4. Концепция изменений Развитие системы тьюторства в учреждениях региональной системы образования, инициирование процессов формирования детских общественных объединений на базе образовательных организаций позволяют создать условия, способствующие формированию у обучающихся социальной активности, ответственности за своё настоящее и будущее, целеустремленности, конкурентоспособности, умений работать в команде, пользоваться нужной информацией.
5. Условия реализации изменений Владение педагогом технологией тьюторского сопровождения.
6. Результат изменений Развитие социальной активности детей-сирот.
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
III. Описание опыта
В методических рекомендациях изложены современные представления о тьюторском сопровождении обучающихся и возможностях его влияния на развитие социальной активности детей-сирот, обучающихся в системе среднего профессионального образования и специальных общеобразовательных школах-интернатах.
Методические рекомендации включают технологию тьюторского сопровождения развития социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; алгоритм описания опыта индивидуализированного сопровождения развития социальной активности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; описание вариантов индивидуальных образовательных маршрутов и их сопровождения; алгоритмы обобщения передового опыта, описания опыта и представления частной методики; программы обучающих и разработческих семинаров для педагогов-субъектов региональной экспериментальной площадки; тренинг развития социальных навыков обучающихся и педагогические студии для педагогов-субъектов региональной инновационной площадки по теме «Модель процесса тьюторского сопровождения жизненного самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Ярославской области».
Представленные материалы прошли апробацию на инновационной площадке в ходе областного эксперимента на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр развития творчества детей и юношества»; государственного образовательного учреждения Ярославской области Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; государственного образовательного бюджетного учреждения Ярославской области школы-интерната № 6; государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Ярославской области профессиональный лицей № 24; государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ярославской области Ростовский педагогический колледж, детского загородного оздоровительно-образовательного Центра «Орлёнок» Переславского муниципального района Ярославской области; в системе курсовой подготовки педагогических работников региональной системы образования.
Данные методические рекомендации адресованы воспитателям интернатных образовательных учреждений, классным руководителям общеобразовательных школ, мастерам производственного обучения, педагогам дополнительного образования, научным и методическим работникам, а также представляют интерес для студентов психолого-педагогических факультетов.
IY.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный опыт рекомендован к распространению на региональном уровне.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Волосовец Т.В., директор Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования, профессор.

Иатериалы находятся в ГОАУ ЯО "Институт развития образования" (г. Ярославль, ул. Богдановича, 16), ЦРИИ, каб. 318

Личные инструменты