(Перенаправлено с
Бардыкина)
Возможности использования метода проектов и исследовательской деятельности в преподавании литературы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Бардыкина Елена Борисовна
| Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 г. Рыбинска
152907, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 7.
| Учитель русского языка и литературы
|
II.Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)
| Возможности использования метода проектов и исследовательской деятельности в преподавании литературы
|
2. Источник изменений
| Сегодняшняя жизнь требует от человека умения творчески подходить к решению задач, уметь самостоятельно добывать и перерабатывать большие объемы информации. Решить эти проблемы в комплексе позволяет использование наряду с традиционными инновационных методов в преподавании на уроках и во внеурочное время, которые способствуют формированию положительной мотивации в процессе изучения литературы, обеспечивают перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
|
3. Идея изменений
| Воспитание и развитие творческих способностей учащихся через использование эффективных приемов и методов преподавания. использованию метода проектов и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как одной из активных форм обучения литературы.
|
4. Концепция изменений
| Для активизации и разнообразия форм обучения литературы учитель использует метод проектов и исследовательскую деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе.
|
5. Условия реализации изменений
| Владение учителем современными образовательными технологиями.
|
6. Результат изменений
| Расширение общего кругозора обучающихся, развитие умений самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, развитие индивидуальных талантов и способностей учащихся.
|
7. Публикации о представленном актуальном педагогическом опыте
|
|
III. Описание опыта
|
Применение метода проектов и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в практике работы учителя вызвано несколькими факторами:
- нехваткой времени: большой объем материала – малое количество часов;
- необходимостью перехода от репродуктивного к продуктивному типу педагогического воздействия;
- необходимостью развития творческого мышления учащихся;
- необходимостью стимулирования самостоятельного поиска, умения добывать знания.
Исследовательская и проектная деятельность при изучении литературы организуется учителем на разных уровнях:
учебный уровень – позволяет привлечь большое количество учащихся, работа заключается в поиске и оформлении информации из разных источников;
учебно – исследовательский уровень – требует помимо умения работать с источниками информации поиска данных, сравнения и анализа;
научно – исследовательский уровень – требует собственных умозаключений, собственной трактовки темы.
Элементы проектной методики учитель включает в план урока начиная с 5 класса с небольших краткосрочных проектов. Проекты используются практически с 5 по 11 класс, и чем старше учащиеся, тем большее количество проектов с ними выполняется. Большая часть работы по проекту выполняется во внеурочное время. На уроках представляется и оценивается конечный продукт. Учитель реализует с обучающимися разные виды проектов: творческие, игровые, информационные и исследовательские.
Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет достаточный резерв во внеурочное время через факультативные занятия, индивидуальные консультации. Для желающих работать над исследовательским проектом учителем составлена брошюра «Исследовательская деятельность школьников» (для учителей) и буклет «Структура исследовательской работы» (для учащихся). Учитель руководит НОУ «ШАНС», является организатором конференций различного уровня, организует исследовательскую деятельность обучающихся в рамках секции «Литература» НОУ «ШАНС».
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
| Данный опыт рекомендован к распространению на федеральном и региональном уровнях.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Никифорова Любовь Геннадьевна, главный специалист кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
|
7z архив с материалами
Перечень материалов, входящих в архив: